Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик. (Абрахам Маслоу)

понедельник, 7 апреля 2014 г.

Морфологический разбор местоимения

ПЛАН РАЗБОРА

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма.
  2. Постоянные признаки:
    • разряд по значению;
    • лицо (для личных).
  3. Непостоянные признаки:
    • падеж;
    • род (если есть);
    • число (если есть).
III. Синтаксическая функция.


ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР
Мой оптимизм родился из занятий наукою, и мне желательно было бы внушить его каждому... (Д. Менделеев)
Мой (оптимизм) — мест.
1. (Чей?) мой. Н. ф. — мой.
2. Пост.: притяжательное. Непост.: в и. п., ед. ч., м. р.
3. Оптимизм (чей?) мой.
                            ~~~

Мне — мест.
1. (Кому?) мне. Н. ф. — я.
2. Пост.: личное. Непост.: в д. п., ед. ч.
3. Желательно было бы (кому?) мне.
                                                –––
Каждому — мест.
1. (Какому?) каждому. Н. ф. — каждый.
2. Пост.: определительное. Непост.: в д. п., ед. ч., м. р.
3. Внушить (кому?) каждому.
                             ––––––––

УСТНЫЙ РАЗБОР
Мой — местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: оптимизм (чей?) мой. Начальная форма — мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное; непостоянные признаки: стоит в именительном падеже, в единственном числе, в мужскому роде.
В-третьих, в предложении является определением.

Мне — местоимение.
Во-первых, указывает на предмет: желательно было бы (кому?) мне. Начальная форма — я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — личное; непостоянные: употреблено в дательном падеже, единственном числе.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Каждому — местоимение.
В-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма — каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: является определительным; непостоянные признаки: стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, в предложении является дополнением.